ГБПОУ г. Москвы "Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской"

Научная и методическая деятельность

— Программа развития образовательного учреждения на период 2015-2020 г.

— Положение о структурном подразделении (отдел экспериментальной и психолого-педагогической деятельности)

— Положение о предметно-цикловой комиссии

— Предметно-цикловые комиссии колледжа.

— Положение об аттестации педагогических работников 

— Департамент культуры города Москвы Учебно-методический центр развития образования в  сфере искусства и культуры. Информация о порядке проведения аттестации педагогических работников.

 

В числе основных задач научной деятельности колледжа:

– повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников)
– обеспечение современного качества общего образования школьников на основе гуманитаризации образования и сохранения отечественных и региональных традиций в области культуры и искусства.

В колледже работает предметно-цикловая комиссия по дисциплинам общеобразовательного и общегуманитарного цикла. Ежегодно проводится по 10 заседаний, на которых обсуждаются текущие дела организационного характера и касающиеся методической работы. Основные вопросы, обсуждаемые на заседаниях:
1.Преемственность в преподавании школа-колледж.
2.Разработка рабочих программ и календарно-тематического планирования.
3.Различные формы учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам.
4.Анализ мониторинга достижений учащихся 1-9 классов в сотрудничестве с МЦКО ДО г.Москвы
5.Взаимопосещение и посещение учебных занятий представителями администрации. Открытые уроки
6.Участие студентов в городских конкурсах и олимпиадах, запланированных отделом методического обеспечения общеобразовательной подготовки. (Информация для учителей по конкурсам и олимпиадам)
7.Разработка форм итоговой и промежуточной аттестации по дисциплинам (тестовые задания, рефераты, проекты, к/р., экзаменационные билеты).
8.Требования к самостоятельной работе по общеобразовательным дисциплинам.
9.Разработка требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса
10.Анализ аттестации преподавателей.
11.Обмен опытом: предложения по его обобщению и рассмотрению.
12.Пополнение и обновление программного обеспечения.

Предметно-цикловые комиссии по циклам дисциплин образовательных программ СПО работают над созданием и совершенствованием учебно-методического обеспечения преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, разрабатывают программы профессиональных модулей в соответствии с ФГОС. Их работа является основой успешной деятельности УМК, созданных на базе колледжа. На заседаниях ПЦК планируется участие лучших обучающихся в профессиональных конкурсах области искусства с целью повышения мотивации к обучению и продолжения образования на уровне ВПО по выбранному направлению подготовки.

Ежегодно проводится внутриколледжный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся и студентов колледжа.

Важным направлением методической работы колледжа является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации (организация и контроль) и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.

Опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная деятельность с первых дней существования учреждения стала неотъемлемой частью учебного процесса. Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской (№61) являлся Городской экспериментальной площадкой (ГЭП). С 2006 по 2009 год ГЭП осуществляла работу по темам: «Школа с музыкально-театральным компонентом как современная инновационная образовательная модель» и «Проблемы художественного воспитания в системе профессионального образования». Деятельность по теме «Школа с музыкально-театральным компонентом как современная инновационная образовательная модель» позволила вплотную приблизиться к решению актуальных проблем художественного воспитания в системе непрерывного образования.

Получив статус Городской экспериментальной площадки второго уровня, педагоги-исследователи общеобразовательного отделения работали в рамках городского сетевого инновационного проекта «Перспективы развития художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса» по направлению деятельности проблемного объединения «Принципы непрерывного и открытого образования в процессе взаимодействия детско-взрослой общности». В течение ряда лет проводилась опытно-экспериментальная деятельность по  развитию модели «Школа-театр как Школа будущего» в системе непрерывного музыкально-театрального образования (2009-2012 гг.).

Внедрение полученных результатов осуществлялось на семинарах, проводимых в Колледже для слушателей курсов повышения квалификации – педагогов дополнительного образования, обучающихся в Московском институте открытого образования. В числе слушателей курсов – руководители и педагоги хоровых, вокальных коллективов и музыкальных театров России, участники сетевого объединения, работающие по направлению «Модернизация художественно-эстетического образования».

Преподаватели Колледжа осуществляли экспериментальную деятельность по темам «Вариативные модели художественного воспитания абитуриентов и студентов в системе непрерывного профессионального образования» (2009-2010 гг.) и  «Разработка вариативной части основной образовательной программы по укрупненной группе специальностей «Культура и искусство» (2010-2012 гг.) 

По итогам научно-исследовательской и экспериментальной  деятельности подготовлено и опубликовано 5 учебных и авторских программ, 3 сборника научно-методических  статей и рекомендаций, более 40 научно-методических статей в различных изданиях, в том числе сетевых.

Кроме того, в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (2010 – 2012 гг.):

Разработаны профессиональные модули –ПМ 01. Творческо-исполнительская деятельность, ПМ 02. Педагогическая деятельность, – по специальностям 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), 071201 «Искусство балета», 071001 «Живопись» (по видам), 073401 «Вокальное искусство», 070206 «Театрально-декорационное искусство», представлен перечень и аннотации к ним;

Подготовлены и внедрены междисциплинарный курс вариативной части основной образовательной программы по укрупненной группе специальностей «Культура и искусство» — «Основы европейской вокальной фонетики» и учебные программы по предметам «Моделирование», «Материаловедение», «Русский язык и культура речи»;

Созданы методические рекомендации для системы среднего профессионального образования «Разработка содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов вариативной части основной образовательной программы»;

Подготовлены и внедрены учебные планы образовательного учреждения (Отделения «Вокальное искусство», «Искусство балета», «Инструментальное исполнительство», «Живопись», «Театрально-декорационное искусство»);

Разработана методика проведения экспертизы профессиональных модулей и междисциплинарных курсов вариативной части основной образовательной программы по специальностям 073401 «Вокальное искусство»; 071001 «Живопись» (по видам); 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)»; 071201 «Искусство балета».

Деятельность экспериментальных площадок по указанным выше темам завершена в июне 2012 года.

На основании Распоряжения Департамента образования города Москвы от 06.06.2012 № 148 Р «Об утверждении перечня городских инновационных площадок в системе образования города Москвы на 2012 год», приказа ГБУ города Москвы Центра фестивальных, культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ от 28.09.2012 г. № 09-12 «О формировании состава ОУ участников городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования»,  приказа ДОгМ № 111 от 19 марта 2013 г. и приказа ДОгМ  №484 от 24 июня 2014 г.   Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской (№61) включен в перечень региональных инновационных площадок первого уровня в системе образования города Москвы  в качестве базового учреждения. Срок реализации – 2012-2015 г.

В числе основных задач инновационной деятельности:

– повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников);

– обеспечение современного качества общего образования школьников на основе гуманитаризации образования и сохранения отечественных и региональных традиций в области культуры и искусства.

Проводимая экспериментальная деятельность в рамках инновационной площадки позволяет не только стимулировать потенциал педагогического коллектива, повысить интерес к учебной деятельности учеников, активизировать их творческий потенциал, но и сделать школьников непосредственными участниками культурных событий города Москвы.

В рамках инновационной площадки преподавателями Колледжа были разработаны четыре комплексных образовательных блока для 9 класса, построенных на взаимодействии естественнонаучных и гуманитарно-художественных предметов с учетом социокультурной среды города Москвы:

– «Культура природы, культура человека и необходимость их гармонии». Авторский коллектив: учитель биологии Мальцева Л.В., учитель истории Федотова Т.В., преподаватель по предмету «Живопись» Сбытова А.Б.;

– «Искусство и физика». Авторский коллектив: учитель физики Тюпина Л.В., преподаватель по предмету «Станковая композиция» Клочкова Е.В., преподаватель предмета «Мировая художественная культура» Соколова М.А.;

– «Ритм в искусстве». Авторский коллектив: учитель литературы  Коваленкова Т.Ф., преподаватель фортепиано Гончарова Е.В.;

– «Взаимодействие вокальных и фортепианных принципов обучения в процессе интерпретации камерной вокальной музыки». Авторский коллектив: преподаватель фортепиано Петрова В.П., преподаватель сольного пения Соловьянова О.Ю.

Разработано 17 интегрированных и бинарных уроков, опубликовано 27 научно-методических статей и методических разработок, организовано, подготовлено и проведено 14 экскурсий в учреждения культуры (музеи, театры, садово-парковые комплексы).  В рамках инновационной площадки прошли три выставки художественного творчества. Преподаватели принимали участие в Ежегодной Всероссийской конференции «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения» (М., 11–13 ноября 2014 г.) и в Международной научно-практической конференции, посвященной 110–летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского  (М., 11–12 декабря 2014 г.). Подготовлен и опубликован сборник трудов «Из опыта работы школ города Москвы в рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы»» / Департамент образования города Москвы, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО»; ( науч. ред. Л.Л. Алексеева). – Москва: Интеллект-Центр,  2015. – 176 с.