Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской"

НОВОСТИ

На интернет-портале ClassicalMusicNews.Ru опубликована статья о прошедшем в нашем колледже конкурсе-фестивале «Играем с оркестром».

Уникальный детский исполнительский фестиваль завершился в Москве

На афишах и дипломах конкурса-фестиваля использована картина студентки 4 курса художественного отделения «КМТИ им.Г.П. Вишневской» Инги Лепеховой «Музыканты»
На афишах и дипломах конкурса-фестиваля использована картина студентки художественного отделения КМТИ Инги Лепеховой «Музыканты»

Невероятной концертной серией подвел итоги конкурс-фестиваль «Играем с оркестром».

Детских музыкальных конкурсов, фестивалей и фестивалей-конкурсов развелось — видимо-невидимо. Благодаря разнообразию их в плане профессионализма и качества теперь каждый ребенок может получить свою грамоту-медаль-кубок, как и положено в стране равных возможностей.

Споры о том, чего от конкурсов больше — вреда или пользы, утратили актуальность ровно в тот момент, как государство выбрало их формой отчетности и критерием оценки работы ДМШ и ДШИ.

Другое дело, что и в Москве, и в Петербурге, и в региональных центрах всё отчетливей прослеживается тенденция отхода от классической соревновательной конкурсной модели, так роднящей культуру со спортом. Назовём её тенденцией к честным конкурсам — не в смысле судейства, а в смысле воплощения слов, которые обычно пишут в Положениях: «формирование высокохудожественного вкуса», «выявление и поддержка талантливых детей», «совершенствование их исполнительского мастерства», «установление творческих контактов», «праздник музыки» и всё такое прочее. «Играем с оркестром» — яркий тому пример.

Идея этого конкурса-фестиваля принадлежит скрипачу, солисту Москонцерта и заведующему инструментальным отделением Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, а также руководителю и дирижеру студенческого оркестра Ивану Покровскому. Оригинальность идеи заключена в том, что каждый победитель-финалист выступает с оркестром не в одном, как это бывает, но в четырех концертах. Этот нюанс сделал фестиваль действительно уникальным.

Хотя начиналось всё привычно. До 1 ноября желающие сыграть с оркестром (количество их близилось к сотне) отправили видеозаписи на отборочный тур. Затем, в середине декабря, 40 отобранных претендентов на финал ту же программу исполнили вживую перед большим — 12 человек — жюри. Причем на две трети его составили студенты — представители всех групп симфонического оркестра.

Финалисты — учащиеся детских школ искусств Москвы и Московской области (Балашиха, Красногорск, Электросталь) — 4 ансамбля и 16 солистов (скрипки, виолончель, флейты, гобой, кларнет, саксофон, труба, ксилофон, барабаны джембе и наждачная бумага!) получили право на две двадцатиминутные репетиции и концертную серию в конце января — на сцене ДШИ им. Д. Кабалевского в Ватутинках, ДШИ «Центр» в Кузьминках, ДШИ им. Н. А. Римского-Корсакова в Перово и собственно в КМТИ.

Иван Покровский и оркестр КМТИ. Фото – Арина Должикова
Иван Покровский и оркестр КМТИ. Фото – Арина Должикова
Каждый из участников, будь ему 6 или 16 лет, не раз слышал, что концерт — это праздник. К нему принято готовиться: заниматься, волноваться, наряжаться и прихорашиваться, бояться опоздать к выходу на сцену. А если концерт каждый день — каково это? Каждый день новый зал с другой, нежели накануне, акустикой, уже не говоря о публике и настроении? В какой-то момент вдруг оказывается, что праздник — это труд, та самая работа, которой ты собираешься посвятить жизнь. Ты не ошибся, тебе нравится? Такой вот предпрофессиональный опыт получили ребята.

Родители, надо полагать, тоже весьма расширили свои представления о профессии музыканта и задумались — туда ли ведут они за руку своих чад. Но есть еще одна группа лиц, для которых концертная серия была чрезвычайно важна как примерка будущего образа жизни — студенты КМТИ. Уже в этом году некоторые из них встанут перед выбором: учиться дальше или идти работать. Возможно, выучив в рекордно короткие сроки 20 партий к финальному концерту (к слову сказать, оркестровка целого ряда произведений была сделана Иваном Покровским специально к фестивалю), кто-то определился с выбором…

Концертную программу «Играем с оркестром», отменно составленную и сбалансированную, отличало большое жанровое и стилистическое разнообразие — много музыки XX века, и барокко, и самая что ни на есть классика. В связи с чем в графе фестивальных достижений можно поставить еще один плюс, ведь музыкальный кругозор всех участников фестиваля очевидно расширился, причем по обе стороны рампы.

Ансамбль барабанов. Фото – https://www.facebook.com/mirbarabanov
Ансамбль барабанов. Фото – https://www.facebook.com/mirbarabanov
Среди слушателей были те, кто вообще впервые услышал симфонический оркестр, и те, кто сам играет в школьном оркестре, и те, кто учит прозвучавшие пьесы по специальности, и те, кто порадовался разнообразию тембров солистов, включая ансамбль барабанов или трио наждачной бумаги, и те, кто вдохновившись умениями ровесников, шел заниматься. Возможно среди них были будущие студенты КМТИ или финалисты следующего конкурса-фестиваля «Играем с оркестром».

Конечно, успешная реализация такого сложного многоэтапного и трудоемкого проекта требует немалых усилий со стороны всех участников процесса — оркестрантов и солистов, преподавателей и концертмейстеров, родителей и администраций школ. Прекрасно, что идея фестиваля изначально нашла одобрение и всестороннюю поддержку дирекции колледжа в лице народного артиста республики Татарстан Айдара Ахметова, о чем он как раз говорил, приветствуя участников концерта-закрытия.

Иван Покровский уверен, что «возможность практики игры с оркестром — несомненное преимущество в становлении личности любого музыканта. Подобный опыт дает долговременный положительный заряд для дальнейших занятий и творческого роста, особенно тех ребят, которые становятся на путь профессиональных артистов».

А сами дети, встретившись в финале фестивального марафона как равные, перестали видеть друг в друге конкурентов и отлично поладили. Завязавшиеся за четыре дня творческие и человеческие дружбы и знакомства стоит причислить к важнейшим итогам проекта «Играем с оркестром».

Елена Артёмова

ИСТОЧНИК: classicalmusicnews.ru